Медицинский колледж №1

Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости обучающихся

Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости обучающихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»
(Протокол от 31.08.2020 № 18)

    УТВЕРЖДАЮ 

Директор
ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» ___ А.Д. Геккиева
Приказ от 01.09.2020 № 169-ОД

М.П.

Рег. № 3.1

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении текущего контроля успеваемости обучающихся
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Москва
2020

  1. Общие положения
    1.1. Настоящее Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости обучающихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1» (далее по тексту – Положение, Колледж) разработано в соответствии с:
     Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.012.2012 №273-Ф3;
     Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
     Федеральными государственными образовательными стандартами (далее по тексту – ФГОС) по реализуемым в Колледже специальностям;
     приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
     другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы, в том числе Департамента здравоохранения города Москвы,
     Уставом и локальными нормативными актами Колледжа.
    1.2. Положение регламентирует виды, периодичность и порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости обучающихся по дисциплинам и профессиональным модулям, реализуемым в рамках программ подготовки специалистов среднего звена (далее по тексту – ППССЗ).
    1.3. Оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль успеваемости обучающихся по дисциплинам и профессиональным модулям.
    1.4. Текущий контроль успеваемости является составной частью оценки качества освоения образовательных программ наряду с промежуточной и государственной итоговой аттестациями обучающихся.
    1.5. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождение практик.
    1.6. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений, проводимая педагогическим работником в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
    1.7. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения образовательной программы, повышение мотивации к учебе и сознательной учебной дисциплины обучающихся, предупреждение отчисления из Колледжа.
    1.8. Текущий контроль обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий по каждой учебной дисциплине в электронной среде осуществляется посредством технологий, обеспечивающих объективность оценивания, сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам всех обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
    1.10. Колледж информирует обучающихся и их родителей о формах проведения текущего контроля при освоении обучающимися образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Колледжа.
    1.11. Проведение текущего контроля успеваемости предполагает:
     на уровне обучающегося – оценивание достижений в образовательной деятельности, степени освоения общих и профессиональных компетенций;
     на уровне преподавателя – оценивание результативности профессионально- педагогической деятельности, эффективности созданных педагогических условий;
     на уровне администрации – оценивание результативности деятельности Колледжа, состояния образовательного процесса, условий образовательного взаимодействия.
    1.12. Результаты текущего контроля успеваемости обучающегося фиксируются оценками. Оценка -это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений обучающихся в цифрах, буквах. Учебные достижения обучающихся фиксируются следующими оценками: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно».
    1.13. Критерии оценивания:
    1.13.1. Устный ответ:
     Оценка «5» ставится в случае, если полно раскрыто содержание учебного материала; правильно и полно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использована терминология; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
     Оценка «4» ставится, если раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ в основном самостоятельный, но допущена неполнота определений, не влияющая на их смысл, и/или незначительные нарушения последовательности изложения, и/или незначительные неточности при использовании терминологии или в выводах.
     Оценка «3» ставится, если продемонстрировано усвоение основного содержания учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно, определения понятий недостаточно четкие, не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены существенные ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.
     Оценка «2» ставится, если основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы преподавателя, допущены грубые ошибки в определении понятий и в использовании терминологии.
    1.13.2. Письменные работы:
     Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил не менее 90% от предложенных ему заданий (комплекса заданий).
     Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил не менее 80% и не более 89% от предложенных ему заданий (комплекса заданий).
     Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнил не менее 70% и не более 79% от предложенных ему заданий (комплекса заданий).
     Оценка «2» ставится, если обучающийся выполнил менее 70% от предложенных ему заданий (комплекса заданий).
    1.14. Ответственность за организацию и эффективность текущего контроля успеваемости обучающихся несут методисты отдела качества и развития содержания образования, председатели цикловых методических комиссий, педагогические работники, проводившие аудиторные занятия в соответствии с расписанием.
    1.15. Сбор и обобщение итогов текущего контроля обеспечивают педагогические работники и отдел учебной работы Колледжа.
    1.16. Результаты текущего контроля используются руководством Колледжа как информационная основа для анализа результативности образовательного процесса и возможностей его дальнейшего совершенствования.
  2. Организация текущего контроля успеваемости
    2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся:
     подразумевает регулярную объективную оценку качества освоения обучающимися содержания дисциплины, профессионального модуля, учебной и производственной практики;
     способствует успешному овладению знаниями, умениями, компетенциями в разнообразных формах аудиторной работы и в процессе внеаудиторной подготовки (выполнение домашнего задания, самостоятельной работы и т.п.);
     оценивает систематичность учебной работы обучающегося в течение семестра.
    2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по всем дисциплинам (модулям), предусмотренным учебным планом.
    2.3. Система организации текущего контроля успеваемости включает в себя: периодичность контрольных мероприятий, объем и содержание учебного материала, выносимого на контроль, перечень показателей текущего контроля, формы, виды и методы контроля.
    2.4. В рамках текущего контроля успеваемости преподаватель обязан производить учет посещения обучающимися всех видов аудиторных занятий, предусмотренных рабочей учебной программой дисциплины, профессионального модуля.
    2.5. Текущий контроль успеваемости проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Виды и сроки проведения текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются рабочей учебной программой дисциплины, профессионального модуля, практик и находят отражение при формировании фонда оценочных средств.
    2.6. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется
    преподавателем в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих дисциплин, междисциплинарных курсов как традиционными, так и инновационными методами, включая электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
    2.7. Методы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики дисциплины, профессионального модуля самостоятельно.
    2.8. Обобщение результатов текущего контроля успеваемости проводится ежемесячно методистами отдела воспитания и социализации обучающихся с целью принятия оперативных решений.
    2.9. Данные текущего контроля успеваемости используются методистами отдела воспитания и социализации обучающихся и преподавателями для обеспечения эффективной учебной работы обучающихся, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания дисциплин и профессиональных модулей.
    2.10. Результаты текущего контроля успеваемости на учебных занятиях оцениваются по пятибалльной шкале и заносятся в журналы учебных занятий и профессиональных модулей в колонку, соответствующую дню проведения учебного занятия, на котором осуществлялся текущий контроль.
  3. Виды, формы и порядок проведения текущего контроля
    3.1. В Колледже применяются следующие виды текущего контроля успеваемости:
     входной контроль;
     рубежный контроль;
     итоговый контроль.
    3.1.1. Входной контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и управления учебным процессом. Он позволяет определить начальный (исходный) уровень обучающихся, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Входной контроль проводится на первом курсе (на базе основного общего образования) по общеобразовательным дисциплинам. На основании данных входного контроля преподаватель вносит коррективы в ход изучения дисциплины, определяет, каким разделам рабочей учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях и умениях студентов. Для проведения входного контроля преподавателем разрабатываются контрольно-измерительные материалы. Содержание контрольных заданий рассматривается на заседаниях соответствующих цикловых методических комиссий (далее по тексту – ЦМК). Формы входного контроля избираются преподавателем самостоятельно. Результаты входного контроля являются основанием для проведения корректирующих мероприятий, а также формирования подгрупп и организации дополнительных консультаций.
    3.1.2. Рубежный контроль позволяет определить качество изучения обучающимися учебного материала по разделам, темам дисциплины, междисциплинарного курса. Ведущая задача рубежного контроля – управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Другими важными задачами рубежного контроля является стимулирование регулярной, целенаправленной работы обучающихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения обучающимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Рубежный контроль может проводиться несколько раз в семестр. Рубежный контроль проводится в сроки, определенные календарно-тематическим планом преподавателя. Рубежный контроль может иметь следующие формы:
     устный опрос;
     письменная контрольная работа;
     практическая работа;
     индивидуальное задание;
     домашнее задание;
     реферат, эссе;
     тестирование и др.
    Формы рубежного контроля выбираются преподавателем самостоятельно.
    3.1.3. Итоговый контроль направлен на выявление степени овладения обучающимися системой знаний, умений и навыков (общих и профессиональных компетенций), полученных в процессе изучения дисциплины, профессионального модуля. Итоговый контроль осуществляется на последнем занятии в семестре в процессе изучения дисциплины, междисциплинарного курса в случае, если учебным планом не предусмотрена промежуточная аттестация в текущем семестре. Итоговая оценка выставляется в журнал учебных занятий или профессиональных модулей на основании данных рубежного контроля по следующей шкале: «5», «4», «3», «2».
    3.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся имеет непрерывный характер, поэтому обучающиеся обязаны посещать все виды учебных занятий в соответствии с расписанием, а также посещать консультации, назначаемые преподавателем.
    3.3. Текущий контроль с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по каждой учебной дисциплине (профессиональному модулю) осуществляется посредством технологий, обеспечивающих объективность оценивания и сохранность результатов.
    3.3.1. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.
    3.3.2. Текущий контроль (оценка результатов обучения) при организации освоения образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
     письменные домашние задания, контрольные работы, тесты;
     электронный опрос с применением тестов, интерактивных заданий;
     устный опрос при проведении урока в режиме онлайн;
     написание сочинения;
     написание реферата, доклада;
     выполнение практического задания;
     выполнение творческого задания;
     работа над проектом, учебным исследованием;
     участие в групповых дискуссиях, организованных с применением цифровых технологий;
     выполнение самостоятельной работы по учебной дисциплине (профессиональному модулю), организованной с использованием цифровых платформ и т.п.
    3.3.3. Текущий контроль при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется педагогическим работником в соответствии с недельной учебной нагрузкой и расписанием учебных занятий.
    3.3.4. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося.
    3.4 Обучающиеся Колледжа должны участвовать в мероприятиях текущего и рубежного контроля успеваемости. В случае пропуска или получения неудовлетворительной оценки в ходе контроля обучающийся должен в индивидуальном порядке согласовать с преподавателем сроки и порядок своего участия в контрольном мероприятии.
    3.5 По каждой дисциплине, междисциплинарному курсу к концу семестра у обучающегося должно быть количество оценок, позволяющее объективно оценить качество освоения им содержания дисциплины, междисциплинарного курса.
  4. Особенности организации текущего контроля успеваемости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    4.1. Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего профессионального образования в Колледже осуществляется в соответствии с нормативными документами по организации обучения данной категории обучающихся.
    4.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются Колледжем самостоятельно с учетом ограничений здоровья и в соответствии с формами, рекомендованными адаптированными образовательными программами среднего профессионального образования по специальности, разработанными и реализуемыми в Колледже. Информацию, связанную с формами и процедурами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, доводят до сведения обучающихся этих категорий не позднее первых двух месяцев от начала обучения.
    Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья проводится входной контроль знаний, умений и навыков, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
    4.3. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (самоконтроль) в процессе проведения практических занятий, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о:
     выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности;
     правильности выполнения требуемых действий;
     соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.
    4.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет своевременно выявить затруднения и (или) отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
  5. Заключительные положения
    5.1 Настоящее Положение распространяется на всех участников образовательных отношений в Колледже.
    5.2 Положение вступает в силу с момента его утверждения директором Колледжа и действует без ограничения срока действия.
    5.3 По вопросам, не урегулированным настоящим Положением, применяются нормы действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.
    5.4 В Положение могут вноситься изменения, дополнения в связи с совершенствованием образовательного процесса и изменениями в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется путем подготовки проекта Положения в новой редакции, согласованного в установленном порядке.